Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Программа воспитания: основные понятия, алгоритм разработки и структура. Мельник Елена Олеговна, ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 187 Красногвардейского района г. Санкт-Петербург, учитель начальных классов Примерная программа воспитания для образовательных организаций. Примерный алгоритм разработки школьной программы воспитания. Процесс разработки программы воспитания согласно методическим рекомендациям содержит следующий алгоритм: Анализ основных понятий. Любая наука, и педагогика в том числе, как известно не стоит на месте. Она развивается, выявляя новые закономерности, по-новому осмысливая окружающую действительность, предлагая новые способы решения тех или иных практических проблем. Отражением этого развития является и язык науки, оформленный в ее понятийном аппарате. А это значит, что понятия также развиваются: одни со временем изменяют свое смысловое значение, другие и вовсе исчезают из научного оборота, третьи приходят им на смену, завоевывая свое право на существование в научных спорах и дискуссиях. Имея, безусловно, позитивное значение этот процесс порождает и известную понятийную путаницу. Педагогам довольно сложно бывает разобраться в том нагромождении понятий, которые употребляются сегодня в нормативных документах, методических пособиях, научных статьях или монографиях: один и тот же феномен педагогической действительности часто может обозначаться различными терминами, а в одно и то же понятие может вкладываться совершенно разный смысл. Воспитание. Определений понятия «воспитание» существует большое количество. Х.Й. Лийметс и Л.И. Новикова определяют это понятие следующим образом: воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. То есть управлять развитием – это значит создавать благоприятные условия для развития. Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности. Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания. Цель и результат — это взаимосвязанные явления: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Поэтому иногда в документах цель и ожидаемые результаты описываются в одном разделе. Если же необходимо описать их отдельно друг от друга, то грамотнее это сделать так: цель можно сформулировать в более общем виде, а результаты – в более развернутом, но обязательно в соответствии с описанной ранее целью. Результаты воспитания всегда нечетки и до конца неопределенны (трудно достоверно утверждать, в какой мере сформировавшиеся у ребенка те или иные личностные качества стали результатом чьих-то внешних влияний, а в какой – результатом его собственных усилий). В этой связи корректнее вести речь, к примеру, не о результатах школьного воспитания, а о результатах социального воспитания, в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами: семьей, церковью, учреждением дополнительного образования и т.п. Результаты воспитания никогда не будут конечными (их нельзя определить сиюминутно, так как достоверно не известно, через какой промежуток времени те или иные оказываемые на ребенка влияния отразятся на нем, повлекут, если вообще повлекут, за собой те или иные изменения в нем). Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике (получили то-то и то-то), а в динамике (происходят изменения в таком-то и таком-то направлении). Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней. Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, воспитание через классное руководство и т.п.). Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.) Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности. Содержание и формы деятельности – явления взаимосвязанные, ведь содержание всегда в том или ином виде оформляется, а форма всегда что-то содержит. Формы деятельности могут быть самыми разными: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, спектакль, экскурсия, КТД и т.п. Причем содержание этих бесед, игр или конкурсов может быть хорошим или плохим, толковым или бестолковым, воспитывающим или всего лишь развлекательным, но пустой форма не бывает никогда.Планирование структуры программы. Примерная структура программы воспитания: Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» в котором школа должна кратко описать специфику своей деятельности в сфере воспитания, свои особенности, связанные с расположением образовательной организации, ее статусом, контингентом учащихся, а также важными для нее принципами и традициями воспитания. Объемом этот раздел не должен превышать 0,5 – 1 страницы текста. Раздел 2. «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели. Поскольку этот раздел в основном будет заимствоваться школой из примерной программы воспитания (подробнее об этом ниже), то и объем его будет примерно таким же, как в примерной программе. Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школе необходимо показать, каким образом будет осуществляться практическое воплощение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел должен состоять из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений осуществления воспитательной работы школы. Объемом этот раздел не должен превышать объем соответствующего раздела в примерной программе. Более того, мы рекомендуем делать его значительно короче. Ведь содержание данного раздела примерной программы заведомо избыточно, так как является лишь ориентиром. Школьная же программа должна отражать лишь то, что на самом деле происходит в образовательной организации. Раздел 4. «Анализ воспитательного процесса в школе», в котором необходимо показать, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемого в ней воспитательного процесса. И здесь объем раздела мы рекомендуем делать не более 0,5 – 1 страницы текста. К рабочей программе воспитания каждой школой разрабатывается ежегодный план-сетка мероприятий, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования. Таким образом, у образовательной организации «на выходе» должно получиться три модификации программы воспитания, каждая из которых состоит из двух частей: во-первых, единой для всех уровней общего образования части (включающей 4 упомянутых выше основных раздела);во-вторых, особенной для каждого уровня общего образования части ежегодной план-сетки мероприятий (которая будет варьироваться из года в год).Разработка программы. Примерную программу воспитания необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания. Это делается для того, чтобы освободить образовательные организации от излишней «бумажной» работы и дебюрократизировать процесс создания собственных программ воспитания. По сути, разработчикам школьных программ воспитания остается лишь скорректировать уже имеющийся текст примерной программы под свою специфику и добавить к ней план-сетки мероприятий. Разрабатывая собственную программу воспитания, вы вправе включать в нее только те вариативные модули, которые помогут вам в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал школы с учетом имеющихся у вас кадровых и материальных ресурсов. Поскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Если у вас есть желание добавить их, вы вправе это сделать. Разрабатывая собственную программу воспитания, вы можете расположить выбранные вами модули в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы вашей школы. Важно при этом учесть, что программа должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании. Наконец, не забывайте о самом важном: программа не является инструментом воспитании; ребенка воспитывает не документ, а педагог – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников. Таким образом, должно получиться три модификации программы воспитания, каждая из которых состоит из двух частей: единой для всех уровней общего образования части, включающей 4 основных раздела – составляется на основе примерной программы путем удаления неактуальной или добавления необходимой для каждой конкретной школы информации:о специфике воспитательного процесса в школе, о задачах воспитания, о видах, формах и содержании деятельности, об анализе осуществляемого в школе воспитательного процесса. особенной для каждого уровня общего образования части, представляющей собой ежегодную план-сетку мероприятий – разрабатывается самостоятельно и корректируется каждой образовательной организацией из года в год. Алгоритм создания и внедрения рабочей программы воспитания. «Примерные шаги создания и внедрения рабочей программы воспитания. Эффективность деятельности воспитательной системы в образовательной организации зависит от верно спланированного процесса внедрения рабочей программы воспитания. Примерный алгоритм внедрения рабочей программы воспитания: Шаг 1. Разработка школьной рабочей программы воспитания на основе примерной программы (использование примерной программы как конструктора), отбор и редактирование как целых модулей, так и их содержательного наполнения, то есть конкретных способов воспитания: отбор материалов, которые соответствуют реальной деятельности школы; удаление неактуальных для школы материалов; добавление при необходимости новых материалов. Шаг 2. Знакомство педагогического коллектива с созданной рабочей программой воспитания. Целесообразно организовать этот процесс в два этапа. Во-первых, провести педагогический совет, на котором директор или заместитель директора познакомит коллектив с особенностями новой программы и ее структурой. Во-вторых, провести деловую игру, в рамках которой группы педагогов по очереди смогут поработать на тематических станциях. Их состав и количество определяется в соответствии с наиболее важными с точки зрения администрации школы компонентами программы воспитания. Среди них могут быть такие станции: «Цели воспитания», «Ключевые общешкольные дела», «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно- эстетической среды», «Самоанализ». На каждой из станций педагоги стараются осмыслить собственные цели воспитания (соотнеся их с целями, заявленными в программе) и определить свою роль в реализации того или иного модуля программы воспитания. Шаг 3. Создание творческих групп педагогов, работающих в рамках реализации того или иного модуля программы. Определение кураторов групп (из числа наиболее успешных в соответствующей сфере деятельности педагогов), которые будут выступать в роли консультантов, помогая педагогам реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. Шаг 4. Работа (в течение года) творческих групп и их кураторов по сопровождению процесса реализации программы воспитания: планирование, подготовка, организация и проведение совместных дел детей и педагогов в школе (при необходимости, на разных уровнях взаимодействия с детьми - индивидуальном, групповом, общешкольном, внешкольном); создание условий для сплочения детско-взрослых общностей, образующихся в рамках подготовки и проведения тех или иных совместных со школьниками дел; анализ проведенных дел и их воспитательной значимости, выявление затруднений и причин их появления, обсуждение успехов и их причин. Шаг 5. Проведение итогового педсовета, на котором выступают кураторы и желающие представители творческих групп о первых итогах реализации программы. Обсуждение успехов и неудач. Планирование дальнейшей работы. Результатом реализации рабочей программы воспитания, видимым для педагогов, учащихся и их родителей, должна стать интересная и событийно насыщенная жизнь детей и педагогов в школе. Это – главное, к чему должна привести реализация программы. Сама же она не является средством воспитания! Ребенка воспитывает не документ, а педагоги – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет им скоординировать свои усилия. А потому главным вопросом становится не вопрос разработки программы, а вопрос ее реализации.»[1]Список использованной литературы Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. Степанова И. В., Парфенова И. С. Модуль «Классный руководитель» в школьной программе воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. №1 (67). ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули): Сборник /Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»